Система платежей Платон

Почему даже полный провал в работе системы «Платон» не приведет к отказу от нее?

Хотя фактическая работа системы взимания платежей «Платон» уже началась, ясности больше пока еще не стало. Зато уже сейчас можно анализировать объективные цифры, на основе которых происходящее должно стать более понятным.

Система платежей Платон

С какой целью запускали систему взимания платежей «Платон»?

56% износа дорожного полотна – это «лепта» грузовиков с массой свыше 12 т, подсчитали в Минтрансе РФ. Какая методика подсчета применялась – непонятно, но зато известно, что в стране на большегрузы приходится только 5% от всего транспорта.

Система взимания платежей «Платон», как считают в Росавтодоре, призвана найти средства для ремонта дорог, причем, платить будут именно те, кто разбивает дорожное полотно наиболее активно. По данным Росавтодора, одна фура по разрушительному воздействию на дорожное полотно – это как 40 тыс. проездов легкового транспорта. Опять же, нигде нет подтверждающих расчетов.

Получаемые от работы системы взимания платежей «Платон» деньги могли бы помочь решить задачи улучшением состояния трасс федерального значения (не соответствуют ряду требований 60% из них), а также помочь в проблеме с износом основных фондов транспортного сегмента России (износ уже достиг от 55% до 70%).

Почему работа системы «Платон» полностью опровергает изначальные цели?

Запуск и обслуживание системы «Платон» в Росавтодоре передали ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Предприятие контролирует семья Ротенбергов, и именно на РТИТС возлагается обязанность обеспечить всю затратную часть (около 30 млрд. рублей).

Изначально планировалось, что 40-50 млрд. рублей ежегодно будет взиматься с водителей фур, тогда как на обслуживание системы «Платон» пойдет 10-12 млрд. руб. Остаток средств (28-40 млрд. руб.) и планировался для потребностей дорожного строительства.

Но по факту без масштабных штрафных санкций сумму в 40-50 млрд. руб. собрать будет нереально, что уже показал начальный опыт работы системы «Платон». И вот из бюджета выделили в адрес РТИТС 8 млрд. рублей господдержки.

С этого момента ситуация стала отличаться от плановой радикально: если раньше все финансовые преимущества работы с РТИТС для государства пояснялись тем, что частная компания без нагрузки на бюджет обеспечит привлечение инвестиций на начальном этапе, то теперь возможность такого преимущества аннулирована.

Реальный итог системы «Платон» следующий: вместо плацдарма для получения в бюджет дорожного строительства новых средств, получены только дополнительные статьи расходов как минимум на 8 млрд. руб. прямых выплат в адрес РТИТС. Сколько непрямых убытков понесет федеральный бюджет – вопрос более сложный, ведь еще не проанализировано снижение налоговых выплат простаивающими транспортными компаниями. К тому же транспортный простой уже привел к просрочке скоропортящихся продуктов и росту цен по стране в целом.

Ловушка от «Платона»

Допустим, из-за кризиса в сегменте грузовых перевозок в России начнется реально ощутимый кризис для всех. Допустим даже, что полный провал работы системы «Платон» признают официально. Но что это изменит?

Понесли (как минимум формально) многомиллиардные убытки и государство, и частная компания, обслуживающая систему «Платон». Отказ от нововведения юридически вынудит государство выплатить компании Ротенберга-младшего размер потерь, т.е. даже без учета упущенной выгоды безвозмездно придется отдать 22 млрд. рублей.

У ключевых ведомств есть аргумент в пользу того, почему даже негатив в работе системы «Платон» — это не повод от нее отказаться: отказ обойдется многократно дороже. Возглавляющий «Сбербанк России» Герман Греф уже оценил работу системы «Платон» как провальную. Но запасного варианта государство не имело, а сейчас искать альтернативы бессмысленно.

Ключевым выводом является то, что никаких улучшений с дорогами ждать не стоит, ведь взимание оплаты за проезд фур не только не принесло роста доходов для бюджета, но и здорово бюджет потрепало. С другой стороны, тотальный простой дальнобойщиков – это «шанс уцелеть» для дорожного полотна. И формально все сходится: чтобы дороги не «убивались» так быстро, их надо просто не давать использовать…

Количество просмотров: 417 | Добавить сайт в закладки | Автор публикации