Развитие коммерческой ипотеки в России

Коммерческая ипотека в России

Несмотря на то, что коммерческая ипотека в нашем государстве является достаточно востребованной кредитной услугой, в России ещё до сих пор плохо развита система такого ипотечного кредитования. Взять ссуду на покупку нежилого помещения под офис, склад, производство и т.д. очень непросто, поскольку условия такого заимствования достаточно жёсткие и невыгодные для заёмщиков.

Собственно, кредитование бизнеса у России так же неразвито, как за рубежом. Чтобы получить кредит на бизнес, в том числе взять и коммерческую ипотеку, заёмщику придётся очень долго убеждать кредитора в своей платёжеспособности. Более того, коммерческое кредитование в РФ сдерживаются различными законодательными ограничениями. Дело в том, что в законе об ипотеке нет такого понятия, как «НЕ» жилая недвижимость. Именно отсутствие этой приставки существенно усугубляет процесс развития в РФ коммерческой ипотеке. Ведь согласно закону, получить в кредит можно только жилую недвижимость, а не для коммерческих целей. Таким образом, для крупных предприятий и организаций коммерческая ипотека, по сути, не нужна. В то время как обычный коммерческий кредит они могут оформить без особых проблем. Такая ипотека, необходима, в первую очередь, мелким и средним бизнесменам для развития своего бизнеса.

Несмотря на то, что в России постепенно начинает развиваться рынок коммерческого ипотечного кредитования, оно до сих пор является у нас в государстве заложником жёсткой перестраховки банков (высокие ставки, наличие залога, жёсткие требования к заёмщикам и т.д.). Именно поэтому, хоть некоторые банки и дают подобные ссуды, далеко не все заёмщики стремятся воспользоваться подобной возможность. И если учесть, что благодаря существующему на сегодня экономическому кризису, требования кредиторов ещё больше ужесточились, коммерческая ипотека становится ещё популярней и более востребованной.

 

Банки, чтобы привлечь клиентов, стараются немного снижать ставки и упрощать условия, так как они отлично понимают, что по высоким процентным ставкам брать такие ссуды не будет ни один здравомыслящий кредитополучатель. И даже несмотря на снижение ставок, это не привлекает заёмщиков. Дело в том, что банки, чтобы подстраховать себя по максимуму, выдвигают очень серьёзные требования к кредитополучателям, что делает процесс оформления коммерческой ипотеки доступным единицам.

Такая ипотека отличается от классического ипотечного кредита более короткими сроками кредитования. Так, к примеру, если в России можно оформить долгосрочную ссуду на жилую недвижимость на срок до тридцати лет, то коммерческое недвижимое имущество в ипотеку можно взять, максимум, на срок от десяти до двенадцати лет – меньше более, чем в два раза. Если же говорить о ставках, то они стали лояльней, а потому получить ссуду можно под шестнадцать процентов в среднем. Хотя тут всё зависит от конкретного банка и персональных данных самого кредитополучателя. Так что, ставки могут колебаться от 12 до 20 процента.

 

Коммерческая ипотека предполагает обязательную уплату первичного взноса в зависимости от всей стоимости приобретаемого нежилого имущества. Суммы этих взносов могут колебаться от двадцати до пятидесяти процентов в среднем. То есть, кредитополучателю придётся выделить собственные средства для уплаты банку своеобразного аванса для взятия кредита. А это весьма немалые суммы, особенно для мелких бизнесменов, которые находятся в самом начале развития бизнеса. При этом очень важно сказать, что кредитополучатель, в первую очередь, должен стать ещё и собственником приобретаемого коммерческого имущества, затем он должен будет его отдать банку в качестве обеспечения (под залог), ну а после этого, он уже сможет получить необходимую сумму в кредит.

 

Так же надо сказать и о том, что получить коммерческий кредит на нежилое имущество могут лишь те бизнесмены, которые смогут доказать банку свою рентабельность. То есть, для получения одобрения, заёмщику необходимо успешно проработать хотя бы один год. Если срок существования компании будет менее этого срока, в займе могут запросто отказать. При этом платёжеспособность предприятия обязательно должна быть на уровне, то есть, баланс компании всегда должен быть на прибыли.

В общем, надо отметить, что развитие в нашем государстве коммерческого ипотечного кредитования сильно отстаёт от практики западных и европейских стран. И всё лишь потому, что у отечественных кредиторов до сих пор занижена степень доверия к развивающемуся малому бизнесу. Именно поэтому коммерческой ипотекой в России пользуются преимущественно осень крупные организации и предприятия, которые уже давно сумели зарекомендовать на рынке. Новичкам же получить ссуду будет очень сложно, да условия такого кредитования для них могут оказаться просто непосильными.

Рынок коммерческого ипотечного кредитования в РФ начинает только развиваться и обрастать законодательной базой. В будущем, скорей всего, ситуация начнёт меняться в лучшую сторону, однако до этого момента нужно дожить.

Похожие статьи