Российские банки будут гораздо реже требовать от клиентов справку о доходах при получении кредитов, тем самым в скором времени заёмщики смогут получать кредиты без справок о доходах. Минкомсвязи на сайте госуслуг ввело в эксплуатацию сервис по автоматическому предоставлению банкам информации об индивидуальном пенсионном счёте клиента. Информация предоставляется только с согласия заёмщика и при его непосредственном участии: сформировав справку о состоянии счёта в электронном виде, клиент через портал госуслуг перенаправляет её в банк для подтверждения своих доходов.
Если обратиться к опыту соседей по ЕАЭС, то в Казахстане, например, запрос банка (с согласия потенциального заёмщика) в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) для подтверждения дохода заёмщика является стандартной процедурой, сопровождающей процесс обращения клиента за кредитом. Более того, для всех программ POS-кредитования, беззалоговых кредитов наличными, кредитных карт информация из ЕНПФ является главным фактором, на основании которого местными банками принимается решение о выдаче кредита или отказе.
По мнению экспертов, скоро и в России такой сервис может стать основным способом подтверждения дохода заёмщика при выдаче кредитов.
Мы видим интерес к данной информации со стороны клиентов, — говорит директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Роман Цивинюк. — Мы запустили такую услугу, она оказывается в пилотном режиме в двух московских отделениях. Сейчас Банк Москвы использует её в качестве дополнительного источника проверки. Возможно, в будущем, информация из ПФР станет основным способом подтверждения доходов заёмщика. К тому времени банки смогут адаптировать свои информационные системы и удостовериться в надежности такой информации как инструмента оценки кредитоспособности заёмщика.
В Центробанке также одобряют новый сервис портала госуслуг.
ЦБ поддерживает доступ кредитных организаций к информации этих ведомств, это позволяет банкам лучше оценивать кредитные риски. Впрочем, хотя услуга только-только запущена, розничные банки уже предлагают её усовершенствовать.
Чем больше у банков объективной информации о доходах потенциального заёмщика, тем точнее банк может рассчитать по нему риск и тем ниже будет кредитная ставка, которую банк сможет предложить потенциальному клиенту.
В настоящий момент проводится работа над тем, как упростить для клиента процесс запроса и отправки информации из ПФР в банк через сайт госуслуг. Пока клиент, зарегистрированный банком на сайте госуслуг, может самостоятельно по e-mail отправить в банк информацию о своём пенсионном счёте.
Предлагается упростить эту цепочку: банк самостоятельно с разрешения клиента делает запрос о клиенте, который был зарегистрирован на госуслугах самостоятельно или банком. Клиент получает SMS с просьбой подтвердить свое согласие на предоставление выписки — и USSD-командой или ответом на SMS подтверждает своё согласие. Такой механизм упростит процедуру как для банков, так и для клиентов.
Банки несколько лет добивались доступа к официальным налоговым данным россиян. Однако, по словам участников рынка, до сих пор это удалось сделать только двум госбанкам: Сбербанку и ВТБ24.
Частные розничные банки надеются, что после запуска и успешной работы данной схемы получения информации о состоянии пенсионных счетов клиентов госбанки будут также использовать только эту схему.
На протяжении уже нескольких лет госбанки могут получать информацию о потенциальных заёмщиках напрямую из базы данных ПФР по более упрощенной процедуре, тем самым получая конкурентные преимущества перед остальными игроками рынка потребкредитования.
Источник: izvestia.ru