По данным Центробанка России, на июнь 2015 года в России насчитывалось более 218 тысяч банкоматов и терминалов различных банков. Крупные игроки розничного рынка уделяют большое внимание развитию, модернизации и безопасности своих банкоматных сетей. Представители Сбербанка и ВТБ 24 рассказали о наиболее актуальных проблемах, связанных с этими устройствами.
Модернизация банкоматов в нынешних реалиях
ВТБ24: эффективность каждого банкомата
Директор операционного департамента ВТБ24 Валерий Чулков отметил, что банкоматная сеть — один из наиболее важных дистанционных каналов обслуживания клиентов для банка. На них приходится более 40% операций клиентов в дистанционных каналах. Постоянно растёт оборот денежных средств, которые клиенты снимают и вносят в банкоматы. И фактически 98% клиентов ВТБ 24 пользуются банкоматами. На текущий банкоматная сеть ВТБ24 составляет 10 500 устройств.
Это вторая по величине сеть в стране. Безусловно, банку пришлось заняться вопросами создания модели управления, оптимизацией расходов, а также качественным и количественным увеличением сети. Валерий Чулков рассказал, что в ВТБ 24 была создана централизованная организационная структура. Управление вертикальное: «центр — регионы». Также были разработаны стандарты жизненного цикла банкоматов.
Технологическая платформа банка предполагает полностью автоматизированное максимальное количество процессов, таких как управление терминальной сетью, мониторинг эффективности банкоматов, система мониторинга остатков денежной наличности в банкоматах и многое другое. Валерий Чулков рассказал о новой методике оценке эффективности каждого банкомата и полученном практическом решении: устройства, не соответствующие нормативам по эффективности, переносят на новые места. Он указал, что наиболее эффективными оказываются устройства, которые располагаются в офисах банка. В целом, по его словам, в целях повышения эффективности работы в 2015 году будет перемещено около 700 устройств.
Руководитель опердепартамента ВТБ24 также отметил, что вторым важным направлением деятельности банка является построение сети терминалов самообслуживания. Они предназначены для того, чтобы максимально вывести безналичные операции из офисов и из банкоматов.
Сбербанк: «медвежатники» ушли в прошлое
Как бы банки не стремились уходить в digital-сервисы, рост оборота наличных растёт во всём мире, считает заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Он обратил внимание на то, что криминогенная ситуация в России резко ухудшается, в том числе в финансовой сфере, поэтому банкам необходимо научиться управлять рисками, которые связаны с оборотом наличных. По его словам, необходимо менять законодательную базу, связанную с финансовыми преступлениями, в сторону ужесточения. «Буквально три месяца назад Сбербанк внёс инициативное предложение, чтобы за скимминг сегодня давали хотя бы шесть лет лишения свободы»,— отметил зампред Сбербанка и напомнил, что в США за такой вид преступления можно получить 60 лет тюрьмы. «У нас просто нет инструментов для судебной системы, чтобы управлять этими рисками»,— подчеркнул он.
Станислав Кузнецов заявил, что часть проблем со своей стороны, по своим собственным мерам управления рисками, Сбербанку удалось принципиально победить — это поддельные купюры и скимминг. Также Сбербанк смог приложить дополнительные усилия по противодействию хищениям своих устройств самообслуживания.
На сегодняшний день пока не удалось решить проблемы, которые на самом деле являются общими для всех кредитных организаций. Резко увеличилось количество нападений на банкоматы. «Ушло в прошлое нападение ночью на сберкассу со спиливанием решёток, проникновением в офис, подбором ключей «медвежатником»,— этот вид преступлений сейчас очень редко можно встретить. Но мы сталкиваемся с резким ростом нападений на банкоматы, которые сегодня не просто деньги выдают. Сегодня банкомат — это мини-банк, и мы не можем не считаться с тем, что тренд нападений на эти мини-банки увеличивается»,— заявил Станислав Кузнецов.
Всё чаще происходят взрывы банкоматов. «Честно признаться, мы не очень хорошо пока понимаем, кто этим занимается, как это все построено. И здесь я с грустью могу сказать, что мы пока вместе с вами не нашли должного взаимодействия и не нашли платформы для того, чтобы решать эту проблему»,— обратился зампред правления Сбербанка к участникам ПЛАС-форума. Он также отметил, что противодействовать случаям подрыва устройств можно с помощью производителей банкоматов. «Признаюсь честно: мы ждем от производителей, ждем от наших партнеров новых интересных решений, которые были бы дешевыми, удобными, быстрыми, надежными и качественными,— заявил Станислав Кузнецов.— Вы должны увидеть, что если такой тренд есть, значит на него нужно реагировать. Разбойные нападения касаются не только Сбербанка».
Источник: bankir.ru